вторник, 20 сентября 2016 г.

Практикум для педагогов "Особенности проведения утренней гимнастики"


Пожалуй, нет такого человека, который бы не знал, что такое утренняя гимнастика, однако не все ее выполняют. А между тем проведение утренней гимнастики играет большую роль в формировании двигательных качеств личности, организованности, умении планировать свою деятельность и в психическом развитии в целом.
Сегодня мы с вами поговорим об утренней гимнастике – о значении, о содержании, схемы построения гимнастики, о различных вариантах утренней гимнастики. Также у нас будет и практическая часть связанная конечно тоже с утренней гимнастикой.
Что же такое утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.
Условия, место и время проведение гимнастики: проводится ежедневно до завтрака, в течение от 5 и до 12 минут (в зависимости от возраста детей) на воздухе или в помещении (зависит от экологических и погодных условий). Дети должны занимать в удобной для них форме и босиком.
Основная задача утренней гимнастики.
Перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности.
Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается полезная привычка каждое утро выполнять различные упражнения.
ЗАРЯДКА создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся:
- сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе;
- малокровные дети втягиваются в определенный ритм.
Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешены, лица их довольны и радостны.
Структура утренней гимнастики традиционной.
Утренняя гимнастика состоит из трех частей: вводная, основная и заключительная. Вводная  часть включает в себя:
-ходьба, которая воздействует на все мышечные группы;
-ходьба различным способом (для разогрева стопы);
-бег с различными перемещениям (змейкой, врассыпную, по диагонали и т.д.);
-перестроение (врассыпную, в звенья, в круг, в колонны и т.п.).
Основная часть:
Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений. Количество упражнений, их содержание и последовательность соответствуют требованиям, входящим в комплекс ОРУ для физкультурных занятий (от 6 до 8 в зависимости от возраста). Но в связи с тем, что необходимо вызвать бодрое, оживленное состояние детей, упражнения должны выполняться в быстром темпе, а поэтому следует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения. Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро.
Последовательность упражнений в комплексах утренней гимнастики классическая. Сначала даются 1-2 упражнения для мышц рук и плечевого пояса, которые способствуют расширению грудной клетки. Затем 3-5 упражнений, укрепляющие мышцы живота, спины, ног. Упражнения даются в разном темпе – в умеренном, затем быстром, затем в медленном.
Широко должны применяться  общеразвивающие упражнения как с пособиями, так и без них. Упражнения проводятся из разных исходных положений – стоя на коленях, сидя, лежа на животе.




В заключительной части гимнастики для снижения нагрузки предлагается ходьба или малоподвижная игра, специальные дыхательные упражнения с медленным продолжительным выходом в виде чтения четверостишия на одном-двух вдохах ил игровые упражнения («Шина спустилась», «Мяч лопнул» и т.д.).
Не рекомендуется включать в утреннюю гимнастику упражнения одностороннего характера (поднять вверх сначала одну руку, затем другую и т.д. с небольшой амплитудой (полунаклоны, полуприседания, сложные по координации и требующие напряженного внимания, воздействующие только на мелкие группы мышц (кисти, стопы).
Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течении одной, двух недель в зависимости от сложности его содержания. Воспитатель кратко и четко объясняет задание, напоминает исходное положение, вид предстоящего движения, требования к качеству выполнения и необходимое количество движений. В старших группах объяснение упражнений сочетается с показом только в самом начале освоения комплекса. Дети в шести годам должны научиться выполнять все упражнения комплекса утренней гимнастики по слову воспитателя, запоминать и воспроизводить самостоятельно в правильной последовательности, действовать самостоятельно в правильной последовательности, действовать энергично, сообразуясь со своими возможностями. После двух-трех повторений дети должны самостоятельно воспроизводить целиком весь комплекс. Во время проведения утренней гимнастики желательно музыкальное сопровождение. Это создает положительный эмоциональный тон.
При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года важно помнить о вариативности их содержания характера.
Наряду с традиционным типом утренней гимнастики в практику дошкольных учреждений могут быть внедрены разные ее варианты, отличающиеся от традиционного комплекса по содержанию и методике проведения.
Варианты проведения утренней гимнастики:
- традиционная с использованием ОРУ;
- игрового характера (2-3 игры разной степени интенсивности или 5-7 упражнений имитационного характера «бабочки летают», «туристы в летают», «туристы в лесу».
- С использованием полосу препятствий;
- С включением оздоровительных пробежек;
- С использованием простейших тренажеров;
- утренняя гимнастика с музыкально-ритмическими движениями.
Утренняя гимнастика вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.
Грустно видеть, когда на зарядке присутствует 2-4 ребенка. Но наша с вами задача – добиться хорошего посещения зарядки. Какими же способами. Это и беседа с родителями и работа с деться (привести пример с жетонами здоровья и успеха).
Утренняя гимнастика – во первых это движение, а двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день.
Это так называемый «скелет» или схема упражнений для любой гимнастики, естественно вы можете дополнить ее своими упражнениями.
Утренняя гимнастика.
Упражнения, включаемые, в утреннюю гимнастику для ребенка могут быть разными, но главное, чтобы они развивали организм и выполнялись в определенной последовательности. Еще одним из важных пунктов при выполнении гимнастики является то, что нужно не просто выполнить все упражнения, а важно следить за дыханием ребенка.  Вдох должен быть глубоким через нос, а выдох – медленным и продолжительным через рот.
Начинать гимнастику следует с ходьбы (можно на месте) или легкой пробежки «трусцой» - это упражнение    подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке.
Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямлять позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.




Второе упражнение – приседания.  Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения кровообращения.
Третье упражнение – различные наклоны вперед и назад, вверх вниз.  Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины, живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.
Четвертое упражнение – отжимание: мальчики от пола, а девочки от стола или скамейки. Это упражнение развивает мышцы рук и плечевого пояса.
Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.
Шестое упражнение – маховые движения ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.
Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.
Восьмое упражнение – последнее, медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.
Памятка «утренняя гимнастика»
1 мл группа 2 мл группа средняя группа старшая группа подготовительная к школе группа
Форма проведения Игровая, на основе п/и Игровая, традиционная, на основе п/и, Игровая, традиционная, на основе п/и, полоса препятствий, с простейшими тренажерами и т.д. Различные варианты.
Продолжительность 4-5 мин 5-6 мин 6-8 мин 8-10 мин 10-12 мин. Продолжительность ходьбы и бега на зарядке. Ходьба – 15-30 сек., бег, п/и – 2 раза по 10-15 сек с небольшой паузой для отдыха Ходьба – 17-35 сек.,
Бег, п/и – 2 раза по 12-17 сек. С небольшой паузой для отдыха Ходьба – 20-40 сек.
Бег, п/и – 2 раза по 12-17 сек с небольшой паузой для отдыха. Различные виды ходьбы и бега с различными перемещениями по площадке.
Построения, перестроения  врассыпную, в круг, в определенном направлении, ориентиры. Врассыпную, в круг, в колонне, по ориентирам. В круг, в звенья, по ориентирам, в колонну по два. В звенья, по ориентирам, в колонну по два, по три, в шахматном порядке. Дозировка ОРУ, кол-во повторов, 3-4 упражнения (4-5 раз).
Упражнения носят имитационный характер 4-5 упражнений (5-6 раз) 5-6 упражнений (4-6 раз) 5-6 упражнений (5-6 раз)
ОРУ могут быть в парах, всей группой (с длинной веревкой) 6-7 упражнений (6-8 раз) ОРУ могут быть в парах, всей группой (с длинной веревкой).
Роль педагога
Вместе с детьми выполняет все упражнения. К концу года педагог при выполнении знакомого комплекса проделывают с детьми 2-3 упражнения и задав темп, продолжает вести упражнения словесно объяснять упражнение – четко и кратко. Возрастает значение качества показа воспитателя, дети и начинают понимать особенности образца. Детей постепенно приучают действовать в одном темпе для всех. Основная особенность – ответственное отношение детей к утренней гимнастики. Для детей необязательна образность и занимательность. Педагог поясняет роль зарядки в их жизни. Объяснение четкое и краткое. Пояснение упражнений сочетается с показом лишь в первые дни освоения комплекса. К показу привлекают детей. Следит за дыханием детей, правильностью выполнением упражнений дети проделывают упражнения по слову педагога. Дети сами называют упражнение и объясняют и показывают. Педагог следит за дыханием, за правильным выполнением упражнений.

3 комментария:

  1. Спасибо, и родителям Ваш материал будет полезен!

    ОтветитьУдалить
  2. здравствуйте, Наталья Николаевна!
    Спасибо за методические рекомендации по проведению утренней гимнастики.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо!!! Обязательно возьму на заметку!!!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...