Пожалуй, нет такого человека, который
бы не знал, что такое утренняя гимнастика, однако не все ее выполняют. А между
тем проведение утренней гимнастики играет большую роль в формировании
двигательных качеств личности, организованности, умении планировать свою
деятельность и в психическом развитии в целом.
Сегодня мы с вами поговорим об
утренней гимнастике – о значении, о содержании, схемы построения гимнастики, о
различных вариантах утренней гимнастики. Также у нас будет и практическая часть
связанная конечно тоже с утренней гимнастикой.
Что же такое утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика – это комплекс
упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной
энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.
Условия, место и время проведение гимнастики: проводится ежедневно до завтрака, в течение от 5 и до 12 минут (в зависимости от возраста детей) на воздухе или в помещении (зависит от экологических и погодных условий). Дети должны занимать в удобной для них форме и босиком.
Условия, место и время проведение гимнастики: проводится ежедневно до завтрака, в течение от 5 и до 12 минут (в зависимости от возраста детей) на воздухе или в помещении (зависит от экологических и погодных условий). Дети должны занимать в удобной для них форме и босиком.
Основная задача утренней гимнастики.
Перевести ребенка в бодрое состояние,
активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности.
Утренняя гимнастика ценна еще и тем,
что у детей вырабатывается полезная привычка каждое утро выполнять различные упражнения.
ЗАРЯДКА создает организованное
начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся:
- сильно возбужденных детей
успокаивают действия в заданном темпе;
- малокровные дети втягиваются в
определенный ритм.
Поэтому после утренней гимнастики
дошкольники более уравновешены, лица их довольны и радостны.
Структура утренней гимнастики
традиционной.
Утренняя гимнастика состоит из трех
частей: вводная, основная и заключительная. Вводная часть включает в себя:
-ходьба, которая воздействует на все
мышечные группы;
-ходьба различным способом (для
разогрева стопы);
-бег с различными перемещениям
(змейкой, врассыпную, по диагонали и т.д.);
-перестроение (врассыпную, в звенья,
в круг, в колонны и т.п.).
Основная часть:
Бег сменяется ходьбой и перестроением
для выполнения общеразвивающих упражнений. Количество упражнений, их содержание
и последовательность соответствуют требованиям, входящим в комплекс ОРУ для
физкультурных занятий (от 6 до 8 в зависимости от возраста). Но в связи с тем,
что необходимо вызвать бодрое, оживленное состояние детей, упражнения должны
выполняться в быстром темпе, а поэтому следует включать уже усвоенные движения,
не требующие большого умственного напряжения. Важно, чтобы эти упражнения
давались живо, интересно, бодро.
Последовательность упражнений в
комплексах утренней гимнастики классическая. Сначала даются 1-2 упражнения для
мышц рук и плечевого пояса, которые способствуют расширению грудной клетки.
Затем 3-5 упражнений, укрепляющие мышцы живота, спины, ног. Упражнения даются в
разном темпе – в умеренном, затем быстром, затем в медленном.
Широко должны применяться общеразвивающие упражнения как с пособиями,
так и без них. Упражнения проводятся из разных исходных положений – стоя на
коленях, сидя, лежа на животе.
В заключительной части гимнастики для
снижения нагрузки предлагается ходьба или малоподвижная игра, специальные
дыхательные упражнения с медленным продолжительным выходом в виде чтения
четверостишия на одном-двух вдохах ил игровые упражнения («Шина спустилась», «Мяч
лопнул» и т.д.).
Не рекомендуется включать в утреннюю
гимнастику упражнения одностороннего характера (поднять вверх сначала одну
руку, затем другую и т.д. с небольшой амплитудой (полунаклоны, полуприседания,
сложные по координации и требующие напряженного внимания, воздействующие только
на мелкие группы мышц (кисти, стопы).
Комплекс утренней гимнастики следует
повторять в течении одной, двух недель в зависимости от сложности его
содержания. Воспитатель кратко и четко объясняет задание, напоминает исходное
положение, вид предстоящего движения, требования к качеству выполнения и
необходимое количество движений. В старших группах объяснение упражнений сочетается
с показом только в самом начале освоения комплекса. Дети в шести годам должны
научиться выполнять все упражнения комплекса утренней гимнастики по слову
воспитателя, запоминать и воспроизводить самостоятельно в правильной
последовательности, действовать самостоятельно в правильной последовательности,
действовать энергично, сообразуясь со своими возможностями. После двух-трех
повторений дети должны самостоятельно воспроизводить целиком весь комплекс. Во
время проведения утренней гимнастики желательно музыкальное сопровождение. Это
создает положительный эмоциональный тон.
При составлении комплексов утренней
гимнастики в течение года важно помнить о вариативности их содержания
характера.
Наряду с традиционным типом утренней
гимнастики в практику дошкольных учреждений могут быть внедрены разные ее
варианты, отличающиеся от традиционного комплекса по содержанию и методике
проведения.
Варианты проведения утренней
гимнастики:
- традиционная с использованием ОРУ;
- игрового характера (2-3 игры разной
степени интенсивности или 5-7 упражнений имитационного характера «бабочки
летают», «туристы в летают», «туристы в лесу».
- С использованием полосу препятствий;
- С включением оздоровительных
пробежек;
- С использованием простейших
тренажеров;
- утренняя гимнастика с
музыкально-ритмическими движениями.
Утренняя гимнастика вырабатывает у
детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со
временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается
культура здорового образа жизни у дошкольников.
Грустно видеть, когда на зарядке
присутствует 2-4 ребенка. Но наша с вами задача – добиться хорошего посещения
зарядки. Какими же способами. Это и беседа с родителями и работа с деться
(привести пример с жетонами здоровья и успеха).
Утренняя гимнастика – во первых это
движение, а двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и
действовать в нем, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь
день.
Это так называемый «скелет» или схема
упражнений для любой гимнастики, естественно вы можете дополнить ее своими
упражнениями.
Утренняя гимнастика.
Упражнения, включаемые, в утреннюю
гимнастику для ребенка могут быть разными, но главное, чтобы они развивали
организм и выполнялись в определенной последовательности. Еще одним из важных
пунктов при выполнении гимнастики является то, что нужно не просто выполнить
все упражнения, а важно следить за дыханием ребенка. Вдох должен быть глубоким через нос, а выдох
– медленным и продолжительным через рот.
Начинать гимнастику следует с ходьбы
(можно на месте) или легкой пробежки «трусцой» - это упражнение подготавливает
организм к предстоящей физической нагрузке.
Первое упражнение – поднимание рук
вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямлять позвоночник, улучшить
кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.
Второе упражнение – приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног,
увеличения подвижности суставов ног и улучшения кровообращения.
Третье упражнение – различные наклоны
вперед и назад, вверх вниз. Это
упражнение укрепляет мышцы туловища, спины, живота, увеличивает подвижность и
эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.
Четвертое упражнение – отжимание:
мальчики от пола, а девочки от стола или скамейки. Это упражнение развивает
мышцы рук и плечевого пояса.
Пятое упражнение – наклоны в стороны.
Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной
полости.
Шестое упражнение – маховые движения
ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.
Седьмое упражнение – прыжки и бег
(можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает
деятельность органов дыхания и кровообращения.
Восьмое упражнение – последнее,
медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для
успокоения дыхания.
Памятка «утренняя гимнастика»
1 мл группа 2 мл группа средняя
группа старшая группа подготовительная к школе группа
Форма проведения Игровая, на основе
п/и Игровая, традиционная, на основе п/и, Игровая, традиционная, на основе п/и,
полоса препятствий, с простейшими тренажерами и т.д. Различные варианты.
Продолжительность 4-5 мин 5-6 мин 6-8
мин 8-10 мин 10-12 мин. Продолжительность ходьбы и бега на зарядке. Ходьба –
15-30 сек., бег, п/и – 2 раза по 10-15 сек с небольшой паузой для отдыха Ходьба
– 17-35 сек.,
Бег, п/и – 2 раза по 12-17 сек. С
небольшой паузой для отдыха Ходьба – 20-40 сек.
Бег, п/и – 2 раза по 12-17 сек с
небольшой паузой для отдыха. Различные виды ходьбы и бега с различными
перемещениями по площадке.
Построения, перестроения врассыпную, в круг, в определенном
направлении, ориентиры. Врассыпную, в круг, в колонне, по ориентирам. В круг, в
звенья, по ориентирам, в колонну по два. В звенья, по ориентирам, в колонну по
два, по три, в шахматном порядке. Дозировка ОРУ, кол-во повторов, 3-4 упражнения
(4-5 раз).
Упражнения носят имитационный
характер 4-5 упражнений (5-6 раз) 5-6 упражнений (4-6 раз) 5-6 упражнений (5-6
раз)
ОРУ могут быть в парах, всей группой
(с длинной веревкой) 6-7 упражнений (6-8 раз) ОРУ могут быть в парах, всей
группой (с длинной веревкой).
Роль педагога
Вместе с детьми выполняет все
упражнения. К концу года педагог при выполнении знакомого комплекса проделывают
с детьми 2-3 упражнения и задав темп, продолжает вести упражнения словесно объяснять
упражнение – четко и кратко. Возрастает значение качества показа воспитателя,
дети и начинают понимать особенности образца. Детей постепенно приучают
действовать в одном темпе для всех. Основная особенность – ответственное
отношение детей к утренней гимнастики. Для детей необязательна образность и
занимательность. Педагог поясняет роль зарядки в их жизни. Объяснение четкое и
краткое. Пояснение упражнений сочетается с показом лишь в первые дни освоения
комплекса. К показу привлекают детей. Следит за дыханием детей, правильностью
выполнением упражнений дети проделывают упражнения по слову педагога. Дети сами
называют упражнение и объясняют и показывают. Педагог следит за дыханием, за
правильным выполнением упражнений.
Спасибо, и родителям Ваш материал будет полезен!
ОтветитьУдалитьздравствуйте, Наталья Николаевна!
ОтветитьУдалитьСпасибо за методические рекомендации по проведению утренней гимнастики.
Спасибо!!! Обязательно возьму на заметку!!!
ОтветитьУдалить